
Предпринимательская деятельность должностных лиц, законно ли
это?»
«Сращивание» госчиновников с бизнесом - одна из наиболее значимых
проблем коррупционной безопасности государства.
Такие действия затрудняют нормальную деятельность органов
государственной власти и местного самоуправления, подрывают авторитет
государственной и муниципальной службы, ограничивают добросовестную
конкуренцию, порождает целый ряд других преступлений как со стороны
чиновников (должностные злоупотребления, превышение должностных
полномочий, получение взятки), так и со стороны учрежденных или
управляемых ими организаций (незаконное предпринимательство, уклонение
от уплаты таможенных платежей, налогов и (или) сборов, нарушение
различного рода правил безопасности и др.).
Участие должностных лиц в бизнесе, сопряженное с предоставлением
покровительства подконтрольным им коммерческим структурам, является
уголовно-наказуемым деянием, ответственность за которое закреплена
в статье 289 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На кого распространяется запрет на участие в предпринимательской
деятельности?
К таким лицам относятся: все государственные и муниципальные служащие,
а также лица, замещающие муниципальные должности, за исключением тех,
которые осуществляют свои полномочия без отрыва от основной работы (на
непостоянной основе) и не получают денежного содержания за службу
(депутаты региональных законодательных органов, осуществляющих
депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности).
Запрет содержательно включает:
а) запрет осуществлять предпринимательскую деятельность;
б) запрет участвовать в управлении хозяйствующим субъектом.
Покровительство может иметь различные проявления, среди которых
наиболее распространенными являются:
- создание условий для получения соответствующей организацией заказа на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд;
- оказание содействия в получении организацией различного рода лицензий и
иной разрешительной документации, положительных экспертиз,
сертификатов соответствия, иных документов, подтверждающих
соответствие производимых ею товаров, оказываемых услуг и выполняемых
работ требованиям технических регламентов;
- освобождение организации от проверок, ревизий, способствование их
благополучному прохождению, предоставление информации о планируемых
контрольно-надзорных и оперативно-розыскных мероприятиях;
- обеспечение упрощенного и ускоренного порядка рассмотрения
документов, предоставляемых организацией в государственные органы;
- предоставление организации преимущественного права на аренду
помещений, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, установление для нее более низкой, чем для других
организаций, арендной платы, освобождение ее от обязательств, связанных с
арендой;
- принуждение других субъектов предпринимательства к совершению сделок
на выгодных условиях с подконтрольной должностному лицу организацией;
- освобождение от привлечения соответствующего юридического лица или
его руководства к ответственности за совершенные правонарушения;
- незаконная передача соответствующей организации государственного или
муниципального имущества, предоставление ей услуг, выполнение для нее
работ за счет бюджетных средств;
- предоставление служебной информации, недоступной конкурентам;
- создание препятствий конкурентам, устранение их экономическими или
административными методами (например, посредством установления
необоснованных препятствий для выдачи лицензий конкурентам,
организации внеплановых проверок конкурирующих фирм)